СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Вы находитесь на старом сайте, переходите на наш новый сайт > СОУТ

ПРОВЕДЕНИЕ СОУТ

Специальная оценкка условий труда

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ПРОВОДИТСЯ НА ВСЕХ РАБОЧИХ МЕСТАХ

Исключение из общего правила: специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников и  дистанционных работников.

Особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест:

  1. Рабочие места, относящиеся к категориям гражданской и муниципальной службы  — СОУТ производится с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы;
  2. Рабочие места, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну – специальная оценка проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РАБОЧИХ МЕСТ

  1. Идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации проводящей специальную оценку условий труда);
  2. Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды;
  3. Оформление результатов проведенной специальной оценки;
  4. Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов.
    Срок действия материалов по специальной оценке — 5 лет с момент ее проведения.
    Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31.12.2013 г. действительны в течение всего срока их действия — 5 лет.
    Обучение по охране труда обязательно для всех членов комиссии по проведению СОУТ.

ФАКТОРЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗМЕРЕНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

  1. Физические факторы;
  2. Химические факторы;
  3. Биологические факторы;
  4. Тяжесть трудового процесса;
  5. Напряженность трудового процесса.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

  1. Обеспечить проведение специальной оценки рабочих мест;
  2. Предоставить необходимые документы организации, осуществляющей проведение специальной оценки рабочих мест;
  3. Письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки рабочих мест;
  4. Предоставить работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки рабочих мест;
  5. Реализовать мероприятия по улучшению условий труда.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ

  1. Лично участвовать в проведении специальной оценки рабочих мест;
  2. Обращаться к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки рабочих мест;
  3. Обжаловать результаты проведенной специальной оценки рабочих мест;
  4. Обязан ознакомиться с результатами специальной оценки рабочих мест.

ВНЕПЛАНОВАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА  (ОСНОВАНИЯ).

  1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. Получения предписания ГИТ;
  3. Изменение технологического процесса;
  4. Изменение состава применяемого сырья и (или) материалов;
  5. Изменение в уровне СИЗ;
  6. Наличие несчастного случая;
  7. Наличие мотивированного предложения профсоюза.

Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления выше обозначенных условий.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

  1. По результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды;
  2. Оформляется работодателем – регистрируется в ГИТ;
  3. Срок действия результатов СОУТ — 5 лет (при отсутствии несчастных случаев – продление 5 лет).

ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

(оформляется в форме отчета)

  1. Сведения об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда;
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка труда;
  3. Карты специальной оценки;
  4. Протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов;
  5. Протоколы эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  6. Сводная ведомость результатов специальной оценки;
  7. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В РАМКАХ ВНОСИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (с 01.01.2014 г.)

Вносятся дополнения в рамках ответственности работодателя за нарушения в области охраны труда (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (№ 337978-6)).

Кодекс об административных правонарушениях:

ДО 31.12.2013 г. С 01.01.2014 г.
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
1. Нарушение законодательства о труде и об охране трудаОТВЕТСТВЕННОСТЬ:влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. 2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
  Статья 5.27 (1)  Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
  1. нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:Влечет наложение административного штрафа от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  2. нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
  3. допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц  — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
  5. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
  6. несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц  — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
  7. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц – в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Уголовный кодекс

ДО 31.12.2013 Г. С 01.01.2014 Г.
СТАТЬЯ 143. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА СТАТЬЯ 143. НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (пр.)
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:Лишением свободы на срок до 4 лет.
  То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:Лишение свободы на срок до 5 лет.