СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ОТВЕТАХ
Когда крайний срок начала проведения специальной оценки условий труда, если приближается окончание срока действия предыдущей спецоценки (аттестации рабочих мест по условиям труда)?
В день истечения 5 лет со дня проведения СОУТ (аттестации рабочих мест по условиям труда), на рабочем месте начинается период когда работодатель нарушает требование пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. если новая оценка ещё не проведена. 6 месячный срок с момента организации РМ уже давно прошёл, а законом установлено что именно в течении 6 месяцев необходимо провести спецоценку.
Датой завершения процедуры специальной оценки является утверждение итогового отчёта председателем комиссии по специальной оценки условий труда. Следовательно если дата утверждения отчета о проведении специальной оценки — 21 января 2016 года, то 22 января 2021 года, это дата, когда отсутствие специальной оценки является нарушением.
Подлежат ли специальной оценке условий труда должности у которых нет конкретных рабочих мест?
Максимальное количество работников выполняют свои должностные обязанности в закреплённой за рабочим местом рабочей зоне. Такие рабочие места называются стационарные. Существуют рабочие места нестационарные, например курьеры или обходчики, у которых нет конкретных рабочих мест. Таким рабочим местам, как и стационарным, присущи определённые должностные обязанности.
Сотрудники на нестационарных рабочих местах могут быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, используемыми материалами, могут переносить тяжести или производить надзор по утверждённой схеме. Соответственно нет оснований считать что нестационарное рабочее место не подлежит специальной оценке.
Кроме того и Федеральный закон “О специальной оценке условий труда” делает исключение только для РМ надомников или дистанционных работников. В трудовых договорах с надомниками или дистанционными, указывается, что сотрудник выполняет работу дома и прибытие в организацию для сдачи работы не требуется.
Является ли лампа над столом нагревающим элементом? Необходимо ли измерять микроклимат на офисных рабочих местах?
При проведении специальной оценки условий труда (СОУТ) на основании Федерального закона от 28.12.2013г. N 426-ФЗ необходимо на одном из первых этапов осуществлять процесс идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение № 2 к приказу Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.) микроклимат производственной среды и трудового процесса и дентифицируется как вредный и (или) опасный фактор на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда).
Строго говоря, офисное помещение не является производственным помещением, лампы не являются технологическим оборудованием, а тепловое излучение от них (от ламп, офисного оборудования) во много раз меньше устанавливаемых допустимых норм. Следовательно, микроклимат в офисных помещениях не идентифицируется как вредный фактор и инструментальных замеров не требуется.
Тем не менее, мы не раз в своей работе сталкивались в офисах со случаями несоответствия параметров микроклимата допустимым нормам: летом – слишком жарко, зимой – слишком холодно, сухой воздух, требующий использования дополнительных увлажнителей.
Существует ли разница в нормах для оценки физических факторов при производственном контроле с нормами для проведения СОУТ?
1 января 2014г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (СОУТ). Приказом Минтруда России № 33Н от 24 января 2014г. утверждена методика проведения специальной оценки труда. В методике устанавливаются нормы для оцениваемых факторов при проведении СОУТ. При этом существуют противоречия с действующими санитарными нормами.
Например в методике устанавливается норма по шуму на всех рабочих местах 80 Дб, а в санитарных нормах СН 2.2.4 /2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки», нормы разные для разных профессий, и 40, и 50, и 60, и 70, и 80 Дб.
При проведении производственного контроля на рабочих местах необходимо оценивать факторы, согласно нормам установленных и принятых по методике проведения СОУТ.
ПРИМЕР: Уровень шума в кабинете врача составлять 60Дб, в рамках СОУТ – это допустимый уровень (норма по методике СОУТ — 80 Дб). В рамках производственного контроля будет превышение (норма по СН 2.2.4 /2.1.8.562-96 равен 50Дб).
Но в том то и весь смысл законотворчества, компенсации только за крайнюю вредность.
В общем — если проводим СОУТ, то нормы берутся из Методики 33н, и только по ним мы имеем право назначить вредность. Если проводим производственный контроль то нормы в соответствии с санитарным-производственным законодательством, и тут уже держим ответ перед Роспотребнадзором.
Возможно ли использовать результаты, полученные при проведении производственного контроля, для целей специальной оценки условий труда?
Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Выполненные по программе производственного контроля, в соответствии с СП 1.1.1058-01, лабораторные измерения производственных факторов на рабочих местах (освещение, шум, вибрация, температура, запылённость и т. п.), должны быть проведены в соответствии с нормативным документами (Методики, ГОСТ, СаНиП) допущенными для проведения исследований для целей СОУТ. Также учитывается достаточный ли объём измерений и в каком режиме работы оборудования они производились.
Пункт №7 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 “О специальной оценке условий труда” определено, что в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Производственный контроль проводится на основании санитарных правил СП 1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18 (далее – СП 1.1.1058-01).
Основными объектами ПК являются образовательные учреждения, объекты пищевой, и иной промышленности. В организациях с офисными рабочими местами производственный контроль проводится редко.
Перечень объектов с обязательным проведением ПК определяется учреждениями Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзоре).
Как активировать внеплановое проведение специальной оценки условий труда, если рабочее место уже оценено (аттестовано), а срок 5 лет ещё не окончился?
По представлению ответственного за охрану труда, руководитель организации издаёт приказ о проведении специальной оценки условий труда, где указывает наименования рабочих мест с пометкой о внеплановости и основанием.
В ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда», указаны следующие основания (случаи) для проведения внеплановой спецоценки:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Нужно ли измерять электромагнитные поля на рабочих местах с компьютерами при проведении СОУТ?
В соответствии с п.2, ст. 10, Закона 426-ФЗ, эксперт проводящий идентификацию опасных и вредных факторов на рабочих местах принимает решение о необходимости измерения тех или иных факторов трудового процесса, на основании требований Методики 33Н от 23.01.14.
В стандартном случае измерения ЭМИ на рабочих места с персональными компьютерами не производятся, но возможны исключения зависящие от характеристик ЭВМ. Такое возможно при эксплуатации ЭВМ встроенной в специализированное оборудование. Также рабочие места с компьютерами могут находится в зоне действия электромагнитных излучений от других источников.
Измерения ЭМИ на рабочих местах с ПЭВМ или учебных классах, производятся в рамках производственного контроля на основании СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 3 сентября 2010).
При проведении СОУТ, мы не имеем права отклонятся от перечня факторов определённых ФЗ и Методикой, тем более исключено назначать вредность по фактору ЭМИ от ПЭВМ.
Существует ли ещё сертификация работ по охране труда, ведь её исключили из статьи 212 ТК РФ?
Государственными актами обязательная сертификация работ по охране труда теперь не предусмотрена, исключена с 1.01.2014, путём внесения изменений в ст. 212 ТКРФ.
В рамках иных отношений организации могут получать Сертификат соответствия организации работ по охране труда в системе добровольной сертификации.
Что делать если после заключения договора, в момент проведения СОУТ уменьшилось количество рабочих мест?
Пример из практики
Договор заключён на специальную оценку 100 рабочих мест по цене 1700 рублей. В процессе работы экспертов выяснилось что некоторые рабочие места можно объединить, а несколько должностей полностью убраны из штатного расписания с закрытием этих рабочих мест.
Заказчик информировал спецоценщика, о таком положении дел и внёс предложение о изменении договорных отношений. Стороны оформили дополнительное соглашение к договору, где указали что количество рабочих мест подлежащих спецоценке изменилось и теперь составляет 90 РМ, а стоимость работ по договору теперь составляет 163000 рублей. Исполнитель работ (спецоценщик) вернул 17000 рублей заказчику на основании дополнительного соглашения к договору.
В случае авансирования части суммы, путём подписания дополнительного соглашения можно изменить размер окончательного платежа по договору.
Действуют ли результаты аттестации рабочих мест, если срок действия аттестации прошёл, а специальная оценка условий труда ещё не проведена?
- В отношении результатов измерений факторов производственной среды (освещение, шум, вибрация, температура, запылённость и т. п.) — не действуют, так как периодичность нарушена.
- В отношении назначенных льгот и компенсаций — действуют в части выплат работнику, но за счёт прибыли работодателя, и в расходы организации не включатся. Что может быть выяснено в случае камеральной проверки. Практика отмены (уменьшения) компенсаций без проведения новой оценки условий труда отсутствует.
Каким образом производится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, при составлении перечня рабочих мест подлежащих проведению спецоценки?
Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда от 24.01.2014 N 33н с изменениями принятыми в 2015 году. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей спецоценку.
Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, созданной в организации для проведения спецоценки.
При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:
- производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
- результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
- предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
- рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов.
Должны ли эксперты по СОУТ проходить обучение?
К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей спецоценку, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по спецоценке и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов спецоценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
- наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.
Аттестация на право выполнения работ по спецоценке, выдача сертификата эксперта и его аннулирование осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Срок действия сертификата составляет 5 лет. По окончании действия сертификата эксперт снова должен будет проходить процедуру аттестации в соответствии с тем же порядком, который разработал Минтруд.
Куда подавать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, кто ее оформляет, кто подает? Форма декларации. Сроки.
Порядок подачи декларации регулируется приказом Минтруда России №80н от 07.02.2014г. Оформлением и подачей декларации занимается работодатель.
Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 приказа №80н в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Также декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости.
Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, оформляемого по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
Подробнее на странице — Декларация рабочих мест: образец заполнения формы и подача
Должна ли проводится специальная оценка условий труда в Крыму (Симферополе, Феодосии) в 2016 году?
На основании Федерального закона РФ от 29 декабря 2014 г. N 20-ФKЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»».
Статья 1, пункт 10. Плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за соблюдением юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя обязательных требований, если периодичность их проведения в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ограничена одним разом в три года, до 1 января 2018 года не проводятся.
Но в то же время в соответствии с Российским законодательством, придётся провести специальную оценку условий труда на рабочих местах с вредными и опасными факторами для назначения льгот и для целей досрочного пенсионного обеспечения. На остальных рабочих местах можно подождать до 1 января 2018 года. Тоже касается и обучения по охране труда. Закон нужно соблюдать, но проверки проводится в указанный период не будут.
Эксперты выезжают в Крым для проведения СОУТ и обучения по охране труда. Постоянное представительство ЦЭУТ в республике Крым: г. Феодосия, ул. Обуховой 19, т. +7 (978) 894-15-55
Каким образом понижается класс условий труда при оценке средств индивидуальной защиты?
С 01.01.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с осуществлением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда. П. 6. статьи 14 гласит – «В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну ступень в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Снижение класса условий труда производится на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2014 года № 976н.
Нам нужно провести специальную оценку условий труда в двух организациях. Сотрудники обоих организаций совместители, то есть сидят на одних и тех же рабочих местах. Можно ли провести спецоценку только в одной организации? Зачем проводить во второй, на тех же РМ?
Специальная оценка условий труда проводится всеми работодателями на основании ст. 212 ТК РФ, то есть в каждой организации. Что же касается цены:
- СОУТ будет проведена в организации с максимальным количеством рабочих мест за обычную стоимость.
- СОУТ для второй организации будет проведена с существенной скидкой. Т.к. результаты измерений естественно окажутся едиными, но оформлены будут для каждой организации отдельно.
О внесении в карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников
В соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н, при заполнении Карт специальной оценки условий труда рабочего места в строке 021 указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников. Это делается для осуществления учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника. Это будет являться основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников.
В своем письме от 25.05.2015 N 15-1/В-1929 Минтруд дает разъяснения о порядке внесения в карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников.
Из письма следует, что в ходе создания Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения спецоценки условий труда должна быть обеспечена увязка содержащихся в ней сведений с осуществляемым Пенсионным фондом РФ персонифицированным учетом граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение.
В случае изменения кадрового состава и соответственно СНИЛС работников изменение внесенных в Карты спецоценки условий труда СНИЛС работников может быть осуществлено только при проведении следующей спецоценки условий труда на данном рабочем месте.
Вновь принимаемые работники (в том числе совместители) на рабочее место, в отношении условий труда которого была ранее проведена спецоценка условий труда, а также временно переведенные работники должны быть под роспись ознакомлены с результатами спецоценки. Внесение их номеров СНИЛС в карты спецоценки не требуется.