СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

8 (812) 702-12-28

Специальная оценка условий труда 2017, изменения

фз 426 от 28.12.13 с изменениями

22 апреля 2016 года Госдума России одобрила проект закона о внесении изменений в закон "О специальной оценке условий труда".

1 мая 2016 года Федеральный закон № 136-ФЗ подписан президентом и вступил в силу. Ознакомиться с 136-ФЗ текст закона.

Принятые поправки планировались как последние изменения в федеральный закон о специальной оценке условий труда, в 2016 году. Редакция 426 ФЗ на 2016 год.

1 июля 2016 года, уточнение изменений, в ответе заместителя Директора департамента условий и охраны труда П.С. Сергеева, на вопрос о правилах подачи декларации.

4 декабря 2015 г., министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сообщал, что «по итогам, за период действия закона о специальной оценке условий труда с апреля 2014 года по ноябрь 2015 года процедура спецоценки была проведена на 3,56 млн рабочих мест».

С целью анализа правоприменительной практики законодательства о специальной оценке условий труда Минтрудом России с участием объединений профсоюзов и работодателей организован мониторинг, последние результаты которого выявили необходимость уточнения и изменения отдельных положений федерального закона о специальной оценке условий труда в 2016 году.

В связи с этим Минтруд России подготовил соответствующий законопроект. В частности, законопроектом предлагается распространить процедуру декларирования на рабочие места, условия труда на которых по результатам измерений признаны допустимыми, то есть отнесены ко второму классу условий труда.

«Цель этого предложения – снижение финансовой нагрузки на работодателей, постоянно обеспечивающих безопасные условия труда», – отметил Максим Топилин.

Министр напомнил, что в настоящее время декларированию подлежат только те рабочие места, на которых вообще отсутствуют или не выявлены вредные производственные факторы. По экспертным оценкам, количество рабочих мест, условия труда на которых по результатам спецоценки будут отнесены к оптимальным или допустимым (1 и 2 класс), может составить до 30 млн рабочих мест.

Если одобренные изменения будут утверждены законодательным актом, то в 2016 году отменятся рекомендации внесенные 17.09.2014 Письмом Минтруда России от  № 15-1/В-1157 о декларации рабочих мест при проведении СОУТ.

Кроме того, с 2016 года, законопроектом предлагается обеспечить дополнительную защиту информации, составляющую гостайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спецоценки с целью недопущения несанкционированного доступа к такой информации. Также планируется расширить перечень сведений, содержащихся в реестре организаций, проводящих спецоценку (аттестацию рабочих мест), за счет информации о филиалах и представительствах таких организаций, учитывая последние изменения.

По словам Министра, принятие законопроекта позволит повысить объективность и качество проведения процедуры специальной оценки условий труда.

В текущем 2016 году, до реализации вышеуказанных предложений, действует утвержденный 426-ФЗ от 28.12.2013 года, порядок оформления и подачи деклараций соответствия рабочих мест требованиям охраны труда.

Наиболее значимые изменения сделанные с момента принятия закона о специальной оценке условий труда

  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона о деятельности корпорации Роскосмос.
  • О утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников.
  • О введении в действие новых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) введённых Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н.

Продолжить чтение

План проверок охраны труда 2017 год

DSC001731

Трудовая инспекция, в соответствии с возложенными на нее обязательствами регулярно проводит проверки предприятий. Цель проверки ГИТ – соблюдение законов охраны труда, законов о труде, обеспечение требований, направленных на сохранение здоровья и жизни сотрудников компании во время трудового процесса.

Планы проведения плановых проверок на 2017 год опубликованы. Чтобы узнать, будет ли осуществляться проверка организации необходимо скачать ПЛАН ПРОВЕРОК на 2017 год. Трудовая инспекция утвердила график плановых проверок в регионах России, в 2017 году. Согласно ФЗ под №294-ФЗ от 26.12.2008 года проверка ГИТ проводится не чаще 1 раза в 3 года. Она может быть как плановой и внеплановой. Кроме того, согласно принятому закону под №426-Ф3 от 28.12.2013 года, начиная с 01.01.2014 года, каждый руководитель предприятия Российской Федерации должен провести специальную оценку условий труда.

Инспектор по охране труда в первую очередь обращает внимание на документы, на основании которых строятся взаимоотношения между наемным сотрудником и работодателем:

  1. трудовой договор, который должен содержать обязательные и дополнительные условия в соответствии со ст.57 ТК. Каждая страница договора подписаны двумя сторонами
  2. коллективное соглашение;
  3. трудовые книжки должны быть правильно заполнены, подписаны, занесены в журнал учета с записями о получении и выдаче;
  4. личные карточки работником заполнены по форме №Т-2;
  5. правила внутреннего распорядка, в котором устанавливают график отпусков и рабочего времени, порядок приема и увольнения на работу, права и обязанности работодателя и сотрудников, дата выдачи заработной платы;
  6. штатное расписание предприятия. В нем указывают наименование должностей, количество штатных работников, оклад и надбавки. Журнал инструктажа по охране труда, документы по электро- и пожарной безопасности, прохождение медицинского осмотра, инструкции по охране труда,  всё это становится предметом проверки для инспекции по охране труда. Оценке подлежат условия труда на рабочих мест в соответствии с нормами охраны труда, график сменности, табель учета рабочего времени и приказы по кадрам.

В течение двадцати рабочих дней происходит проверка, согласно ФЗ под №294. Срок может быть продлен, не более чем на 20 дней. После завершения проверки государственный инспектор составляет акт в 2-х экземплярах, в котором описывает просмотренные документы и выявленные нарушения.

Наибольшее количество нарушений, вследствие которых начисляются штрафные санкции – это отсутствие удостоверений о проверке знаний требований охраны труда, не проведение СОУТ и ошибки при оформлении трудовых договоров.

Подготовить документы по ОТ, провести обучение (Заявка на обучение), провести СОУТ (форма заявки на спецоценку), можно также заказать, написав письмо с сайта или на e-mail ceut@ceut.ru, и обсудить детали по многоканальному телефону 8 (812) 702-12-28 Санкт-Петербург.

Эксперты ЦЭУТ обладают профессиональным опытом более 10 лет. Мы проводим специальную оценку условий труда, проводим обучение персонала по охране труда руководителей и специалистов, осуществляем проверку знаний, готовим документы по охране труда и пожарной безопасности, которые нужно иметь при прохождении плановых проверок юридических лиц.planproverok-do-2017

Продолжить чтение

Что проверяют инспекторы по плану Роспотребнадзора

Перечень всех вопросов проверяемых Роспотребнадзором, указан в п. 2.4 СП1.1.1058-01 от 13.07.2001 (с изменениями актуальными на 2016 год). 

При проверке обращают внимание на следующее

  1. правильность оформления программы производственного контроля;
  2. оформление вывески компании;
  3. уголок потребителя;
  4. прейскурант цен, подписанный руководителем компании;
  5. правильность заполнения ценников, согласно положениям постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55;
  6. информацию о производителе и поставщике товара (должна размещаться в доступном для потребителя месте либо предъявляться по первому требованию);
  7. товарное соседство;
  8. производство фасовки продуктов; наличие термометров в холодильном оборудовании; договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение;
  9. медкнижки работников;
  10. договор с организацией, производящей дезинфекцию, дезинсекцию помещения, вывоз отходов, стирку спецодежды;
  11. санитарно-эпидемиологическое заключение;
  12. своевременность и результаты измерений по программе производственного контроля по Санитарным правилам СП 1.1.1058-01;
  13. журнал учета санитарных проверок; лицензию на осуществление предпринимательской деятельности;
  14. метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов; наличие дополнительного входа для разгрузки товара. освещение;
  15. вентиляцию (например, ее изолированность от воздуховодов жилых помещений, соответствие конструкции заявленному проекту);
  16. допустимость применения для целей производственного контроля протоколов измерений по результатам специальной оценки условий труда.

проверка

Каждый работодатель, вне зависимости от проведенной специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест), обязан осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных норм.

Программу производственного контроля разрабатывается, учитывая тип и степень влияния вредных факторов на рабочих местах. На каждом предприятии создают индивидуальную программу, но есть и ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ. Ранее ее в обязательном порядке утверждали в Роспотребнадзоре. Сейчас на эту структуру возложены функции инспектирования.

Плановые проверки проводятся ежегодно, актуальны они и на 2016 год. Узнать будет ли проверятся Ваша организация, можно прямо на сайте Роспотребнадзора http://inspect.rospotrebnadzor.ru/2017/

Что в плане проверок инспекторов по программе производственного контроля?

В рамках проверки инспекторы Роспотребнадзора:

  1. Выясняют, проводится ли проведен производственный контроль;
  2. Изучают программу производственного контроля, определяют, соответствует ли периодичность измерений и лабораторных испытаний санитарным нормам;
  3. Оценивают результаты исследований и измерений.

Первое, что интересует инспекторов, - это программа производственного контроля. Если она была составлена некорректно, периодичность и тип замеров и испытаний не соответствует текущей обстановке на предприятии, работодателя могут привлечь к ответственности.

Что будет, если при проверке будут выявлены нарушения?

За несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм, даже если это не привело к каким-либо негативным последствиям, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ, штрафы накладывают на:

  • Частных лиц - до 500 рублей;
  • Должностных лиц, ответственных за производственный контроль, - до 1000 рублей;
  • Индивидуальных предпринимателей - до 1000 рублей;
  • Юридических лиц - до 20 000 рублей.

Если при плановой проверке инспектор обнаружит ошибки в программе, деятельность предприятия могут приостановить на срок до 90 дней.

Исключить вероятность ошибок и привлечения к ответственности смогут специалисты ЦЭУТ. Они помогут составить программу производственного контроля, и проведут необходимые лабораторные измерения или подскажут можно ли для целей производственного контроля, применить протоколы измерений для специальной оценки условий труда.

Продолжить чтение

Возмещение расходов ФСС в 2016 году на проведение обучения по охране труда и СОУТ аттестацию


Расходы на улучшение условий труда, в том числе и проведение спецоценки, ФСС может компенсировать, за счет взносов на травматизм в рамках программы софинансирования предупредительных мер в соответствии с правилами финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н. Для этого с 3 февраля 2015 года действует Административный регламент о финансовом обеспечении предупредительных мер утвержденный приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н. 

Количество средств, направляемых ФСС на софинансирование предупредительных мер, в текущем году не может превышать 20 % от суммы страховых взносов за предшествующий год, уменьшенной на величину расходов на выплату обеспечения за тот же год.

Страхователи вправе претендовать на возмещение своих затрат, направленных на реализацию различных мероприятий в области охраны труда, в соответствии с Правилами, например:

  • проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • проведение обучения по охране труда.

Средства, затраченные страхователем «живыми» деньгами ФСС не компенсирует. Возврат средств из ФСС осуществляется за счет снижения сумм страховых взносов.

Для возврата денежных средств из ФСС, необходимо в срок до 1 августа текущего года обратиться с заявлением (заявление на возврат средств из ФСС) в региональное отделение по месту регистрации.

К заявлению прилагаются:

  1. копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения ранее проведенной специальной оценки условий труда;
  2. план финансового обеспечения предупредительных мер;
  3. дополнительно, при проведении специальной оценки условий труда и/или обучения по охране труда необходимо приложить копии лицензии организации, которая будет оказывать необходимую услугу, копию договора, копию приказа о создании аттестационной комиссии.

Копии всех прилагаемых документов должны быть заверены печатью организации.

После получения заявления от страхователя региональное отделение ФСС должно разместить информацию о заявлении на своем сайте. Перейти на сайт своего регионального отделения можно с центрального сайта ФСС. Там же можно отслеживать ход рассмотрения своего заявления. Причем некоторые региональные отделения, например, Санкт-Петербургское региональное отделение, указывают статус рассмотрения заявления и результат (разрешено возмещение расходов или отказано в этом).

На этапе принятия заявления ФСС может отказать в финансировании предупредительных мер, если заявитель представил неполный комплект документов. В таком случае возможно повторно, обратиться с заявлением, приложив полный комплект документов (но не позднее 1 августа).  

Решение об отказе после рассмотрения заявления выносится при условии:

  • если имеется недоимка по уплате страховых взносов;
  • если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение полностью распределены;
  • представленные документы содержат недостоверную информацию.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, его объеме или же об отказе принимается региональным отделением ФСС:

  • в течение 10 рабочих дней (для страхователей, которые за предыдущий год уплатили страховых взносов на сумму до 8 000 000 рублей включительно);
  • в течение 18 рабочих дней после согласования с центральным аппаратом ФСС (для страхователей, которые за предыдущий год уплатили страховых взносов на сумму более 8 000 000 рублей).

Решение оформляется приказом и в течение трех рабочих дней, со дня его принятия, направляется страхователю.

Страхователь, после получения приказа о выделении средств на софинансирование предупредительных мер, вправе уменьшить начисляемые суммы страховых взносов на разрешенную сумму, в соответствии с планом финансового обеспечения.

С момента принятия положительного решения страхователь должен ежеквартально представлять специальный отчёт об использовании средств, которые выделяются ему ФСС в счет уплаты страховых взносов. Как правило, отчет представляется одновременно с подачей формы 4-ФСС

В отчете отражаются сведения о запланированных и фактических расходах на предупредительные меры. К отчету необходимо приложить документы, фактически подтверждающие произведенные расходы. Поэтому следует представить соответствующие счета на оплату, платежные поручения, также, дополнительно, в случае оказания услуг акты выполненных работ, подписанные со стороны Исполнителя и Заказчика.

В соответствии с Письмом ФСС России от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779 в целях учета и отчетности по использованию сумм страховых взносов приводится рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда. 

Скачать (PDF, 291KB)

Также, теперь при компенсации за проведение специальной оценки условий труда, вместе с подтверждающими документами дополнительно необходимо предоставлять сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда.

ФСС откажет страхователю в зачете произведенных расходов и не разрешит уменьшить на них сумму страховых взносов за соответствующий квартал, если он не сможет представить выше указанные документы.  Данные, связанные с софинансированием предупредительных мер необходимо отражать при предоставлении отчетности по форме 4-ФСС (раздел II таблица 7).

Приказом ФСС России от 25.02.2016 N 54 внесены изменения в приложения № 1 и № 2 к приказу ФСС России от 26.02.2015 N 59, которым утверждена Форма 4-ФСС. 

Скачать (PDF, 274KB)

Данный приказ вступает в действии с 01.04.2016.

За 1 квартал 2016 года отчет должен сдаваться уже по новой Форме 4-ФСС.

В результате внесенных изменений в новой редакции представлена таблица 6 раздела II формы 4-ФСС "База для начисления страховых взносов". Изменён порядок ее заполнения (пункты 24.1-24.8 Приложение 2 приказа ФСС России от 26.02.2015 N 59)

Порядок заполнения таблицы 7 не изменился.

В случае, если часть денег осталась неистраченной, то об этом следует сообщить в региональное отделение ФСС не позднее 10 октября текущего года.

Продолжить чтение

Порядок предоставления компенсации за вредность

О порядке предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных или опасных условиях труда

Минтруд России в своем письме от 21.10.2015 N 15-1/В-4549 дал разъяснения касательно порядка предоставления гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда

Как следует из Письма, в отношении работников, условия труда которых признаны вредными или опасными по результатам проведенной до вступления в силу Федерального закона о специальной оценке условий труда 426-ФЗ от 01.01.2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда, должен сохраняться порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 31 декабря 2013 года размеры гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда, установленные результатами аттестации.

В Письме указано, что данная норма действует до улучшения условий труда на рабочем месте, то есть до проведения на данных рабочих местах специальной оценки условий труда, по результатам которой будет установлено это подтверждение. Данное правило касается только гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику на основании статей 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ и не распространяется на иные гарантии и компенсации, предоставляемые работнику.

В случае установления по результатам проведённой СОУТ на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда, дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда должно осуществляться в порядке, установленном статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ.

При этом, если по результатам проведения спецоценки условия труда не изменились или ухудшились, то в таком случае работнику занятому на таком рабочем месте должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также, при необходимости, установлены дополнительные гарантии (компенсации) в связи с ухудшением условий труда в соответствии со статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.


Более подробную информацию о всех предоставляемых льготах и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях труда вы можете узнать из статьи Гарантии и компенсации по результатам СОУТ.

Продолжить чтение

Увеличение периода учета рабочего времени

1 июля 2015 года, вступили в силу поправки в ст. 104 Трудового кодекса, внесенные Федеральным законом от 08.06.2015 г. № 152-ФЗ. Теперь будет такое правило: если из-за сезонности или технологического характера работы установленную продолжительность рабочего времени не получается соблюсти в течение учетного периода в три месяца, то можно увеличить его до одного года.

Это будет относиться к работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. В обязательном порядке увеличение учетного периода должно быть предусмотрено в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре.

 

 


Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 152-ФЗ 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации

Принят Государственной Думой 22 мая 2015 года

Одобрен Советом Федерации 3 июня 2015 года

Статья 1

Внести в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2013, N 52, ст. 6986) следующие изменения:

1) дополнить новой частью второй следующего содержания: "В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.";

2) части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 года.

Президент Российской Федерации

В.Путин

Москва, Кремль 8 июня 2015 года N 152-ФЗ

Продолжить чтение

Методика снижения класса при проведении СОУТ

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 976н от 05.12.2014 г. утверждается методика снижения класса условий труда, если работники вредного производства применяют средства индивидуальной защиты.

Методика Минтруда о снижении класса (подкласса) условий труда устанавливает требования к оценке эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ). В том числе, оценку документов, которые подтверждают соответствие средств защиты требованиям технического регламента, оценку эффективности выбора СИЗ.

976-n 
Нажать на изображение для ознакомления (скачать)

Продолжить чтение

О декларации рабочих мест при спецоценке

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 сентября 2014 года № 15-1/В-1157

 Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и сообщает. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» только в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативных требованиям охраны труда.

Учитывая изложенное, при установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2 класс соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется.

Директор департамента

условий и охраны труда В.А. Корж

Продолжить чтение

Вредные производства: не платим дополнительные взносы

Если сотрудник не занимается работой, выполнение которой дает право на досрочную пенсию, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в его пользу не начисляются. И тут не имеет значение класс условий труда, установленный на его рабочем месте по результатам спецоценки. Об этом напоминает Минтруд в своем письме от т 18.02.2015 г. № 17-3/В-67.

 

Продолжить чтение

Особенность проверки организаций при трудоустроенных инвалидах

Если в организации работают инвалиды, при проверках инспекторы обращают внимание на следующее:

  • В соответствии со статьей 94 Трудового кодекса РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для инвалидов время, установленное для них в соответствии с медицинским заключением.
  • Для инвалидов I и II группы продолжительность рабочего времени не должна превышать 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ). То есть, продолжительность рабочего времени для указанной категории работников не должна превышать 35 часов в неделю. Работа за пределами 35 часов в неделю фактически является для инвалида I и II группы сверхурочной работой.

В связи с этим работодатель должен:

  • получить письменное согласие работника на сверхурочную работу;
  • удостовериться в том, что отсутствуют медицинские противопоказания;
  • ознакомить работников под роспись с правом отказаться от выполнения сверхурочной работы.

Кроме того, законом о защите инвалидов установлено, что работающим инвалидам (независимо от группы инвалидности) полагается основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Эта норма обязательна для соблюдения всеми организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности.

В остальном проверка по охране труда выполняется по общим правилам. Особенности проведения плановых проверок в Санкт-Петербурге.

 

Продолжить чтение