Безусловно, новая модель организационной деятельности однозначно фиксирует необходимость экономической целесообразности принимаемых решений. Сложно сказать, почему элементы политического процесса и по сей день остаются уделом либералов, которые жаждут быть функционально разнесены на независимые элементы. Также как перспективное планирование однозначно определяет каждого участника как способного принимать собственные решения касаемо переосмысления внешнеэкономических политик.
Стажировка по охране труда
Стажировку на рабочем месте проводят в целях приобретения работниками теоретических знаний и практических навыков безопасных методов и приемов выполнения возложенных на него должностных обязанностей на постоянных и временных рабочих местах.
Документом, регламентирующим стажировку по охране труда, является пункт 9 ГОСТа 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Данный документ утвержден приказом Росстандарта от 09 июня 2016 года №600-ст.
В статье 214 ТК РФ сказано, что работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.
В статье 215 ТК РФ сказано, что работник обязан проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.
К стажировке допускается работник прошедший вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, инструктаж по электробезопасности с присвоением группы по электробезопасности.
Стажировка длится от 2 до 14 смен, конкретный срок определяется исходя из характера работы и квалификации сотрудника.
Руководителей стажировки определяет работодатель приказом «О назначении ответственных за проведение стажировок по охране труда на рабочем месте», в этом же приказе устанавливаются следующие требования:
порядок проведения стажировки;
продолжительность и место проведения стажировки.
Руководителями стажировок могут быть:
заместители директора;
руководители структурных подразделений;
рабочие с высшей квалификационной категорией по данной профессии.
Руководитель стажировки обязан пройти обучение по охране труда с проверкой знаний.
Периодичность обучения 1 раз в 3 года.
Перечень должностей и профессий работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, устанавливает работодатель с учетом мнения профсоюзной организации (при наличии).
Какие документы должны быть разработаны
Документы, которые должны быть разработаны в организации для проведения стажировки на рабочем месте:
Положение о стажировке – утверждается работодателем с учетом мнения профсоюзной организации (при наличии);
Программы стажировки по профессиям – утверждается работодателем с учетом мнения профсоюзной организации (при наличии);
Приказ о допуске к самостоятельной работе;
Приказ об отстранении от работы.
Руководитель структурного подразделения по согласованию со специалистом по охране труда и профсоюзной организацией (при наличии) может освободить от прохождения от стажировки сотрудника, если у него имеется опыт работы по данной профессии от 3 лет, также при переводе в другое подразделение, про условии, что характер и оборудование не меняется.
В программу стажировки по охране труда должны входить следующие пункты:
требования охраны труда;
требования пожарной безопасности;
электробезопасность;
санитарные нормы;
правила перемещения по территории организации;
промышленная безопасность;
СИЗ;
действия работников в аварийных ситуациях;
оказание первой помощи;
профессиональные риски;
описание несчастных случаев.
Также, в программу стажировки допускается включить охрану окружающей среды, сохранность имущества организации, пропускной режим организации и т.д.
Как разработать программы стажировки
Программа стажировки должна включать отработку практических навыков выполнения работ с использованием знаний и умений, полученных в рамках обучения требованиям охране труда.
Программы проведения стажировок по охране труда разрабатываются на основе должностных инструкций, инструкций по охране труда, инструкций по пожарной безопасности, электробезопасности, безопасности дорожного движения, правил внутреннего трудового распорядка организации и т.д.
Программу стажировки утверждает работодатель с учетом мнения профсоюзной организации (при наличии).
Оформление стажировки на рабочем месте
Результаты прохождения стажировки на рабочем месте руководитель стажировки вносит в журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
В случае не прохождения стажировки на рабочем месте работник отстраняется от выполнения должностных обязанностей в соответствии со статьей 76 ТК РФ.
Административная ответственность
Если не организовать стажировку на рабочем месте, то согласно статье 5.27.1 КоАП РФ грозят следующие штрафы:
на должностное лицо от 15 000 руб. до 30 000 руб.
на организацию до 130 000 руб.
При выдаче работнику смывающих и обезвреживающих средств надо ли указывать нормы выдачи и если да, то, в каком документе.
а) Нормы выдачи указывать не надо, т.к. они выдаются в соответствии с типовыми нормами.
б) Нормы выдачи указываются в личной карточке учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств.
в) Нормы выдачи указываются в трудовом договоре работника и фиксируются в личной карточке учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств под роспись.
Действующий на сегодняшний день Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утверждён совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
Он вступил в силу 5 марта 2003 года, спустя год после вступления в законную силу самой первой редакции ТК РФ.
Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 769н Порядок обучения по охране труда, утверждённый Постановлением 1/29 признан утратившим силу с 1 сентября 2022 года.
Таким образом, Постановление № 1/29 поработало на благо охраны труда почти 20 лет!
В ноябре 2020 года вступил в силу Закон об обязательных требованиях, в соответствии с которым НПА, вступившие в силу до 1 января 2020 года нельзя изменять и применять в качестве обязательных требований после 1 января 2021 года за исключением тех, что вынесены в так называемый «белый список». Это позволило разработчикам нормативных актов в рамках реализации механизма «регуляторная гильотина» получить запас времени на преодоление бюрократических барьеров и проведение всех необходимых процедур.
Первоначально планировалось, что новый Порядок обучения по охране труда вступит в силу вместе с новой редакцией ТК РФ с 1 марта 2022 года, но обсуждения шли длительнее, чем предполагалось и срок передвинули на 1 сентября этого года.
Новый порядок обучения по охране труда разработан в соответствии со ст. 219 ТК РФ (в ред. Федеральным законом от 22 ноября 2021 года № 377-ФЗ), которая гласит:
«Обучение по охране труда – процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями – индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения:
инструктажей по охране труда;
стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников);
обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.
Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
И вот, под занавес 2021 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», которым старый порядок обучения ОТ (Постановление 1/29) выводится из «белого списка» с 1 сентября 2022 года и утверждается новый порядок обучения по ОТ.
Вступил в силу 01.03.2022
Основные его положения вступят в силу с 1 сентября 2022 года, кроме:
положения пункта 78 Правил применяются с 1 марта 2023 г.
положения пункта 99 Правил в части, касающейся осуществления работодателем деятельности по обучению работников вопросам охраны труда при условии внесения этим работодателем информации в личный кабинет индивидуального предпринимателя или юридического лица в информационной системе охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, применяются с 1 марта 2023 г.
положения пунктов 104 – 116 Правил в части, касающейся внесения сведений в реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, применяются с 1 марта 2023 г.
положения пунктов 118 и 119 Правил в части, касающейся внесения сведений в реестр обученных по охране труда лиц, применяются с 1 марта 2023 г.
документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия.
Постановлением №1631 от 08 октября 2020 правительство РФ с 1 января 2021 в рамках «регуляторной гильотины» отменило действее 111 санитарных правил и норм, в том числе и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Руководствуясь указанным документом, работодатели были обязаны:
осуществлять производственный контроль за соблюдением СанПиН;
обеспечить проведение медосмотров для лиц, работающих с ПЭВМ более 50% рабочего времени.
В современном обществе более половины рабочего времени многие люди проводят за компьютерами. Условия труда таких лиц регулировал в том числе СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (далее – ПЭВМ) и организации работы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 №118 (далее – СанПиН).
СанПиН 1340 определял, в частности, санитарно-эпидемиологические требования к:
ПЭВМ, которые используются на производстве, в обучении, в быту;
помещениям, которые предназначены для эксплуатации всех типов ПЭВМ;
организации рабочих мест с ПЭВМ.
Какой же теперь СанПиН будет направлен на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье работника вредных производственных факторов при работе с ПЭВМ?
Трудовая инспекция, в соответствии с возложенными на нее обязательствами регулярно проводит проверки предприятий. Цель проверки ГИТ – соблюдение законов охраны труда, законов о труде, обеспечение требований, направленных на сохранение здоровья и жизни сотрудников компании во время трудового процесса.
Планы проведения плановых проверок на 2020 год опубликованы. Чтобы узнать, будет ли осуществляться проверка организации необходимо скачать ПЛАН ПРОВЕРОК на 2020 год. Трудовая инспекция утвердила график плановых проверок в регионах России, в 2020 году. Согласно ФЗ под №294-ФЗ от 26.12.2008 года проверка ГИТ проводится не чаще 1 раза в 3 года. Она может быть как плановой и внеплановой. Кроме того, согласно принятому закону под №426-Ф3 от 28.12.2013 года, начиная с 01.01.2014 года, каждый руководитель предприятия Российской Федерации должен провести специальную оценку условий труда.
Инспектор по охране труда в первую очередь обращает внимание на документы, на основании которых строятся взаимоотношения между наемным сотрудником и работодателем:
трудовой договор, который должен содержать обязательные и дополнительные условия в соответствии со ст.57 ТК. Каждая страница договора подписаны двумя сторонами
коллективное соглашение;
трудовые книжки должны быть правильно заполнены, подписаны, занесены в журнал учета с записями о получении и выдаче;
личные карточки работником заполнены по форме №Т-2;
правила внутреннего распорядка, в котором устанавливают график отпусков и рабочего времени, порядок приема и увольнения на работу, права и обязанности работодателя и сотрудников, дата выдачи заработной платы;
штатное расписание предприятия. В нем указывают наименование должностей, количество штатных работников, оклад и надбавки. Журнал инструктажа по охране труда, документы по электро- и пожарной безопасности, прохождение медицинского осмотра, инструкции по охране труда, всё это становится предметом проверки для инспекции по охране труда. Оценке подлежат условия труда на рабочих мест в соответствии с нормами охраны труда, график сменности, табель учета рабочего времени и приказы по кадрам.
В течение двадцати рабочих дней происходит проверка, согласно ФЗ под №294. Срок может быть продлен, не более чем на 20 дней. После завершения проверки государственный инспектор составляет акт в 2-х экземплярах, в котором описывает просмотренные документы и выявленные нарушения.
Наибольшее количество нарушений, вследствие которых начисляются штрафные санкции – это отсутствие удостоверений о проверке знаний требований охраны труда, не проведение СОУТ и ошибки при оформлении трудовых договоров.
Эксперты ЦЭУТ обладают профессиональным опытом более 10 лет. Мы проводим специальную оценку условий труда, проводим обучение персонала по охране труда руководителей и специалистов, осуществляем проверку знаний, готовим документы по охране труда и пожарной безопасности, которые нужно иметь при прохождении плановых проверок юридических лиц.
5 июля 2018 года Госдума России одобрила проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда».
Данным документом уточнен отдельный вопрос по специальной оценке условий труда: «В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут использоваться результаты аналогичных процедур, совершенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения спецоценки».
Кроме того, 208-ФЗ дополнена статья 32 о производственном контроле в Федеральном законе от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: «При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством России об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля».
22 апреля 2016 года Госдума России одобрила проект закона о внесении изменений в закон «О специальной оценке условий труда».
Принятые поправки планировались как последние изменения в федеральный закон о специальной оценке условий труда, в 2016 году. Редакция 426 ФЗ на 2018 год.
1 июля 2016 года, уточнение изменений, в ответе заместителя Директора департамента условий и охраны труда П.С. Сергеева, на вопрос о правилах подачи декларации.
4 декабря 2015 г., министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сообщал, что «по итогам, за период действия закона о специальной оценке условий труда с апреля 2014 года по ноябрь 2015 года процедура спецоценки была проведена на 3,56 млн рабочих мест».
С целью анализа правоприменительной практики законодательства о специальной оценке условий труда Минтрудом России с участием объединений профсоюзов и работодателей организован мониторинг, последние результаты которого выявили необходимость уточнения и изменения отдельных положений федерального закона о специальной оценке условий труда в 2016 году.
В связи с этим Минтруд России в 2016 годуподготовил соответствующий законопроект. В частности, законопроектом предлагается распространить процедуру декларирования на рабочие места, условия труда на которых по результатам измерений признаны допустимыми, то есть отнесены ко второму классу условий труда.
«Цель этого предложения – снижение финансовой нагрузки на работодателей, постоянно обеспечивающих безопасные условия труда», – отметил Максим Топилин.
Кроме того, с 2016 года, обеспечивается дополнительная защита информации, составляющая гостайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спецоценки с целью недопущения несанкционированного доступа к такой информации. Также расширен перечень сведений, содержащихся в реестре организаций, проводящих спецоценку (аттестацию рабочих мест), за счет информации о филиалах и представительствах таких организаций, учитывая последние изменения.
Наиболее значимые изменения сделанные с момента принятия закона о специальной оценке условий труда
О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона о деятельности корпорации Роскосмос.
Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников.
О введении в действие новых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) введённых Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н.
Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.
О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей.
Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Об утверждении особенностей проведения СОУТ на рабочих местах работников, на которых непосредственно осуществляются разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортирование (транспортировка), уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, в организациях, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты), и организациях промышленности боеприпасов и спецхимии.
Важно знать, что дата 30.12.2018 г. являлась крайним сроком, до которого возможно использовать полученные при старой аттестации рабочих мест результаты. Те организации и индивидуальные предприниматели, с учетом последних изменений, обязаны были провести СОУТ до начала 2019 года.
правильность оформления программы производственного контроля;
оформление вывески компании;
уголок потребителя;
прейскурант цен, подписанный руководителем компании;
правильность заполнения ценников, согласно положениям постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55;
информацию о производителе и поставщике товара (должна размещаться в доступном для потребителя месте либо предъявляться по первому требованию);
товарное соседство;
производство фасовки продуктов; наличие термометров в холодильном оборудовании; договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение;
медкнижки работников;
договор с организацией, производящей дезинфекцию, дезинсекцию помещения, вывоз отходов, стирку спецодежды;
санитарно-эпидемиологическое заключение;
своевременность и результаты измерений по программе производственного контроля по Санитарным правилам СП 1.1.1058-01;
журнал учета санитарных проверок; лицензию на осуществление предпринимательской деятельности;
метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов; наличие дополнительного входа для разгрузки товара. освещение;
вентиляцию (например, ее изолированность от воздуховодов жилых помещений, соответствие конструкции заявленному проекту);
допустимость применения для целей производственного контроля протоколов измерений по результатам специальной оценки условий труда.
Каждый работодатель, вне зависимости от проведенной специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест), обязан осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных норм.
Программу производственного контроля разрабатывается, учитывая тип и степень влияния вредных факторов на рабочих местах. На каждом предприятии создают индивидуальную программу, но есть и ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ. Ранее ее в обязательном порядке утверждали в Роспотребнадзоре. Сейчас на эту структуру возложены функции инспектирования.
Плановые проверки проводятся ежегодно, актуальны они и на 2017 год. Узнать будет ли проверятся Ваша организация, можно прямо на сайте Роспотребнадзора http://inspect.rospotrebnadzor.ru/2017/
Что в плане проверок инспекторов по программе производственного контроля?
В рамках проверки инспекторы Роспотребнадзора:
Выясняют, проводится ли проведен производственный контроль;
Изучают программу производственного контроля, определяют, соответствует ли периодичность измерений и лабораторных испытаний санитарным нормам;
Оценивают результаты исследований и измерений.
Первое, что интересует инспекторов, — это программа производственного контроля. Если она была составлена некорректно, периодичность и тип замеров и испытаний не соответствует текущей обстановке на предприятии, работодателя могут привлечь к ответственности.
Что будет, если при проверке будут выявлены нарушения?
За несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм, даже если это не привело к каким-либо негативным последствиям, работодателя могут привлечь к административной ответственности.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ, штрафы накладывают на:
Частных лиц — до 500 рублей;
Должностных лиц, ответственных за производственный контроль, — до 1000 рублей;
Индивидуальных предпринимателей — до 1000 рублей;
Юридических лиц — до 20 000 рублей.
Если при плановой проверке инспектор обнаружит ошибки в программе, деятельность предприятия могут приостановить на срок до 90 дней.
Исключить вероятность ошибок и привлечения к ответственности смогут специалисты ЦЭУТ. Они помогут составить программу производственного контроля, и проведут необходимые лабораторные измерения или подскажут можно ли для целей производственного контроля, применить протоколы измерений для специальной оценки условий труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ№ 976н от 05.12.2014 г. утверждается методика снижения класса условий труда, если работники вредного производства применяют средства индивидуальной защиты.
Методика Минтруда о снижении класса (подкласса) условий труда устанавливает требования к оценке эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ). В том числе, оценку документов, которые подтверждают соответствие средств защиты требованиям технического регламента, оценку эффективности выбора СИЗ.
Количество средств, направляемых ФСС на софинансирование предупредительных мер, в текущем году не может превышать 20 % от суммы страховых взносов за предшествующий год, уменьшенной на величину расходов на выплату обеспечения за тот же год.
Страхователи вправе претендовать на возмещение своих затрат, направленных на реализацию различных мероприятий в области охраны труда, в соответствии с Правилами, например:
проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
проведение обучения по охране труда.
Средства, затраченные страхователем «живыми» деньгами ФСС не компенсирует. Возврат средств из ФСС осуществляется за счет снижения сумм страховых взносов.
Для возврата денежных средств из ФСС, необходимо в срок до 1 августа текущего года обратиться с заявлением (заявление на возврат средств из ФСС) в региональное отделение по месту регистрации.
К заявлению прилагаются:
копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения ранее проведенной специальной оценки условий труда;
дополнительно, при проведении специальной оценки условий труда и/или обучения по охране труда необходимо приложить копии лицензии организации, которая будет оказывать необходимую услугу, копию договора, копию приказа о создании аттестационной комиссии.
Копии всех прилагаемых документов должны быть заверены печатью организации.
После получения заявления от страхователя региональное отделение ФСС должно разместить информацию о заявлении на своем сайте. Перейти на сайт своего регионального отделения можно с центрального сайта ФСС. Там же можно отслеживать ход рассмотрения своего заявления. Причем некоторые региональные отделения, например, Санкт-Петербургское региональное отделение, указывают статус рассмотрения заявления и результат (разрешено возмещение расходов или отказано в этом).
На этапе принятия заявления ФСС может отказать в финансировании предупредительных мер, если заявитель представил неполный комплект документов. В таком случае возможно повторно, обратиться с заявлением, приложив полный комплект документов (но не позднее 1 августа).
Решение об отказе после рассмотрения заявления выносится при условии:
если имеется недоимка по уплате страховых взносов;
если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение полностью распределены;
представленные документы содержат недостоверную информацию.
Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, его объеме или же об отказе принимается региональным отделением ФСС:
в течение 10 рабочих дней (для страхователей, которые за предыдущий год уплатили страховых взносов на сумму до 8 000 000 рублей включительно);
в течение 18 рабочих дней после согласования с центральным аппаратом ФСС (для страхователей, которые за предыдущий год уплатили страховых взносов на сумму более 8 000 000 рублей).
Решение оформляется приказом и в течение трех рабочих дней, со дня его принятия, направляется страхователю.
Страхователь, после получения приказа о выделении средств на софинансирование предупредительных мер, вправе уменьшить начисляемые суммы страховых взносов на разрешенную сумму, в соответствии с планом финансового обеспечения.
С момента принятия положительного решения страхователь должен ежеквартально представлять специальный отчёт об использовании средств, которые выделяются ему ФСС в счет уплаты страховых взносов. Как правило, отчет представляется одновременно с подачей формы 4-ФСС.
В отчете отражаются сведения о запланированных и фактических расходах на предупредительные меры. К отчету необходимо приложить документы, фактически подтверждающие произведенные расходы. Поэтому следует представить соответствующие счета на оплату, платежные поручения, также, дополнительно, в случае оказания услуг акты выполненных работ, подписанные со стороны Исполнителя и Заказчика.
В соответствии с Письмом ФСС России от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779 в целях учета и отчетности по использованию сумм страховых взносов приводится рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда. [gview file=»http://ceut.spb.ru/wp-content/uploads/Письмо-ФСС-России-от-02.07.2015-N-02-09-1116-10779.pdf»]
Также, теперь при компенсации за проведение специальной оценки условий труда, вместе с подтверждающими документами дополнительно необходимо предоставлять сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда.
ФСС откажет страхователю в зачете произведенных расходов и не разрешит уменьшить на них сумму страховых взносов за соответствующий квартал, если он не сможет представить выше указанные документы. Данные, связанные с софинансированием предупредительных мер необходимо отражать при предоставлении отчетности по форме 4-ФСС (раздел II таблица 7).
Приказом ФСС России от 25.02.2016 N 54 внесены изменения в приложения № 1 и № 2 к приказу ФСС России от 26.02.2015 N 59, которым утверждена Форма 4-ФСС. [gview file=»http://ceut.spb.ru/wp-content/uploads/Приказ-ФСС-России-от-25.02.2016-N-54.pdf»]
Данный приказ вступает в действии с 01.04.2016.
За 1 квартал 2016 года отчет должен сдаваться уже по новой Форме 4-ФСС.
В результате внесенных изменений в новой редакции представлена таблица 6 раздела II формы 4-ФСС «База для начисления страховых взносов». Изменён порядок ее заполнения (пункты 24.1-24.8 Приложение 2 приказа ФСС России от 26.02.2015 N 59)
Порядок заполнения таблицы 7 не изменился.
В случае, если часть денег осталась неистраченной, то об этом следует сообщить в региональное отделение ФСС не позднее 10 октября текущего года.
О порядке предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных или опасных условиях труда
Минтруд России в своем письме от 21.10.2015 N 15-1/В-4549 дал разъяснения касательно порядка предоставления гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда
Как следует из Письма, в отношении работников, условия труда которых признаны вредными или опасными по результатам проведенной до вступления в силу Федерального закона о специальной оценке условий труда 426-ФЗ от 01.01.2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда, должен сохраняться порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 31 декабря 2013 года размеры гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда, установленные результатами аттестации.
В Письме указано, что данная норма действует до улучшения условий труда на рабочем месте, то есть до проведения на данных рабочих местах специальной оценки условий труда, по результатам которой будет установлено это подтверждение. Данное правило касается только гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику на основании статей 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ и не распространяется на иные гарантии и компенсации, предоставляемые работнику.
В случае установления по результатам проведённой СОУТ на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда, дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда должно осуществляться в порядке, установленном статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ.
При этом, если по результатам проведения спецоценки условия труда не изменились или ухудшились, то в таком случае работнику занятому на таком рабочем месте должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также, при необходимости, установлены дополнительные гарантии (компенсации) в связи с ухудшением условий труда в соответствии со статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Более подробную информацию о всех предоставляемых льготах и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях труда вы можете узнать из статьи Гарантии и компенсации по результатам СОУТ.
1 июля 2015 года, вступили в силу поправки в ст. 104 Трудового кодекса, внесенные Федеральным законом от 08.06.2015 г. № 152-ФЗ. Теперь будет такое правило: если из-за сезонности или технологического характера работы установленную продолжительность рабочего времени не получается соблюсти в течение учетного периода в три месяца, то можно увеличить его до одного года.
Это будет относиться к работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. В обязательном порядке увеличение учетного периода должно быть предусмотрено в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре.
Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 152-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации
Принят Государственной Думой 22 мая 2015 года
Одобрен Советом Федерации 3 июня 2015 года
Статья 1
Внести в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2013, N 52, ст. 6986) следующие изменения:
1) дополнить новой частью второй следующего содержания: «В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.»;
2) части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 года.