СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Вы находитесь на старом сайте, переходите на наш новый сайт > СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) на офисных рабочих местах.

ВОПРОС: Организация осуществляет разработку программных продуктов. Большинство работников организации работают за компьютером. С какого момента организация обязана проводить специальную оценку условий труда? В каком порядке она проводится?

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

федеральная служба по труду и занятости

ОТВЕТ: Обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда возникла у работодателя с 1 января 2014 г., за исключением рабочих мест, в отношении которых проведена аттестация по условиям труда, действующая в течение пяти лет со дня ее завершения, если не возникли обстоятельства для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2-13 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон) и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

ОБОСНОВАНИЕ: В соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ с 1 января 2014 г. работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Вместе с этим согласно ч. 4 ст. 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона.При этом работодателю предоставляется право провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 и 3 ст. 8 Закона).

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется соответствующая комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 9 Закона). В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 9 Закона).

Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест должен быть утвержден образованной работодателем комиссией до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда (ч. 5 ст. 9 Закона).

В силу ч. 1 ст. 15 Закона организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который, согласно ч. 2 ст. 15 Закона, должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии.

На работодателя возлагается обязанность организовать ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч. 5 ст. 15 Закона).

Дополнительно отметим, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 3 Закона).

Р.А. Страхов,

Федеральная служба по труду и занятости

14.07.2014 г.

Продолжить чтение

Минтруд отвечает на вопросы по специальной оценке условий труда

В своем письме от 29 октября 2014 г. Министерство труда и социальной защиты РФ дало ответы на вопросы и письма по поводу проведения специальной оценки условий труда. Эти ответы могут пригодиться руководителям предприятий и специалистам по охране труда при проведении этой процедуры.

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»

1. Такой параметр, как освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении, идентифицируется всегда, получается, что спецоценку необходимо проводить на всех местах? Освещенность же идентифицируется?

Ответ: Исследования (испытания) и измерения по фактору «Световая среда» следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочем месте как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна, имеются жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенности рабочей поверхности, на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности и др.

В случае, если фактор «Световая среда» не идентифицирован как вредный, исследования (испытания) не проводятся.

2. Действительны ли результаты спецоценки без проведения испытаний эффективности СИЗ?

Ответ: Нормы частей 6 — 8 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

3. Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты не препятствует применению Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.3. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (по истечению срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?

Ответ: Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.

4. При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).5. В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ Приложений 2 — 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях).

5. Как проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в Приложениях 2 — 7 к Методике?

Ответ: Приложения 2 — 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.

6. В Приложении №18 отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылки на документы, из которых можно взять значение ПДУ. В этом случае проведенная оценка может быть легко оспорена в судебном порядке. На какие документы ссылаться в протоколах измерений и оценке факторов?

Ответ: В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. № 5804-91) и «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. № 4557-88).

7. В соответствии с Классификатором (Приложение № 2 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 г. № 33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения?

Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.

Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.

8. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования?

Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).

9. В переходный период экспертом назначают работника аттестующей организации, имеющего стаж работы 3 года. При этом во многих организациях отсутствуют врачи с указанным периодом стажа. Возможно ли назначать экспертом врача без стажа работы в области аттестации рабочих мест?

Ответ: Согласно статье 27 Федерального закона № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.

При этом в переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона.

10. Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, которые находятся в аренде?

Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.

При этом, согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

11. В связи с новыми требованиями к аккредитованным лабораториям в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованием. Должен ли врач иметь трудовой стаж по АРМ или в исследовательских лабораториях как у остальных экспертов?

Ответ: Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона № 426-ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.

Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов.

12. В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условиях труда, назначены компенсации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870. Можем ли мы сейчас установить гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса?

Ответ: Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).

При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ).

До вступления в силу федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726).

При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 01.01.2014.

13. Можно ли заполнять протокол оценки эффективности СИЗ (раздел 4 Отчета по СОУТ) без указания оценки эффективности СИЗ п. 7 в) до утверждения Методики эффективности СИЗ?

Ответ: До принятия и вступления в силу Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты заполнять протокол оценки эффективности СИЗ в отчете не следует.

14. Согласно методике при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется по результатам измерения уровней звукового давления в октавных полосах. К какому классу отнести условия труда, если превышение ПДУ звукового давления наблюдается в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот?

Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется в соответствии с пунктом 37 и приложением № 11 Методики. Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука дает основание для установления на рабочем месте вредных условий труда.

15. Сноска 3 в классификаторе «Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов». Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте.

Ответ: В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции.

Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

16. В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников. Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников. Кто вносит в стр. 021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр. 021 не заполненной, для последующего заполнения этих данных работодателем?

Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

17. Пункт 14 приложения № 1 к Приказу при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Аттестованные методики по измерению физических факторов и факторов трудового процесса в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.

Ответ: В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аттестацию методик (методов) измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2008 № 438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения единства измерений осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В настоящее время порядок аттестации методик измерений и их применения указанным органов власти не принят.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в Минюсте России.

При этом, соответствующими разъяснениями Минюста России (утверждены приказом от 4.05.2007 № 88) детализировано, что нормативные акты, имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

С учетом изложенного полагаем, что до принятия соответствующего порядка аттестации методик организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, вправе применять методики (методы) измерений, утвержденные в установленном порядке полномочными органами исполнительной власти, в том числе ведомствами СССР.

Продолжить чтение

Семинар по СОУТ

ОЦОТ ЧОУ ДПО Образовательный центр охраны труда приглашает Вас на семинар по специальной оценке условий труда, который проводится по адресу ул. Кемская 10, м. Крестовский остров подробнее >>>

Продолжить чтение

Методика проведения СОУТ утверждена и зарегистрирована в минюсте.

28 марта 2014 опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» регистрации приказа№33н об утверждении Методики проведения СОУТ.

Продолжить чтение

Специальная оценка условий труда — СОУТ принят

Федеральный закон Российской Федерации “О специальной оценке условий труда”, принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года и опубликован в Российской газете 30 декабря 2013 года за номером N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

Так же Государственной думой принят и одобрен Советом Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О специальной оценке условий труда”.

Продолжить чтение

Текст законопроекта о специальной оценке условий труда ко второму чтению в госдуме

Проект № 337978-6

во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с принятием Федерального

закона «О специальной оценке условий труда»

Продолжить чтение

МИНТРУД ОПРЕДЕЛИЛ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ

Перечень рабочих мест, на которых специальная оценка условий труда должна проводиться с учетом особенностей сформирован на основании трёх подходов. Об этом на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сообщил первый замминистра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин.

Указанные подходы чиновник описал следующим образом:

  • «Во-первых, это особенности процедуры проведения специальной оценки условий труда,  когда обычная процедура проведения спецоценки невозможна в силу каких-либо законодательных или нормативных ограничений», — отметил Сергей Вельмяйкин и привел в качестве примера труд летчиков.
  • Второй критерий – это наличие дополнительных факторов, которые необходимо будет учитывать при проведении специальной оценки условий труда с точки зрения потенциально вредных или опасных факторов. «Здесь, в качестве примера я хотел бы привести сотрудников атомной промышленности, у которых в силу специфики и закрытости отрасли могут возникать такого рода дополнительные факторы. По ним совместно с Росатомом также будут определены особенности», — рассказал Сергей Вельмяйкин.
  • К третьей категории, по словам первого замминистра, относятся работники, оценка условий труда у которых сопряжена с риском для жизни и здоровья как самих работников, так и членов аттестующих комиссий. В качестве примера он привел весь спектр работ, связанных с верхолазными, водолазными работами.
Как отметил в своем выступлении Сергей Вельмяйкин, при доработке перечня Минтруд России учел предложения социальных партнеров (профсоюза работников здравоохранения, профсоюза работников водного транспорта, российского профсоюза работников угольной промышленности, союза работодателей атомной промышленности).

Продолжить чтение

Изменения ко второму чтению в государственной думе

Завершается работа над законопроектами по специальной оценке условий труда. Вчера состоялось последнее заседание рабочей группы профильного Комитета Государственной  Думы с участием представителей Партнерства, на котором  рассмотрены тексты законопроектов, выносимых на второе чтение. Законопроекты должны быть окончательно приняты Государственной Думой до 19 декабря 2013 года. По многочисленным просьбам членов Партнерства публикуем анализ основных изменений законопроекта «О специальной оценке условий труда», по сравнению с текстом, принятом Государственной Думой в первом чтении:
  1. В состав комиссии по проведению СОУТ не включаются эксперты и представители организации, проводящей СОУТ.
  2. Идентификация вредных и (или) опасных факторов осуществляется экспертом. Результаты идентификации утверждается комиссией.
  3. Идентификация не проводится дополнительно к имеющимся основаниям и на рабочих местах, на которых по результатам АРМ были установлены вредные условия труда.
  4. Исключена возможность проведения идентификации профсоюзного инспектора по охране труда и возможность установить коллективным договором особый порядок проведения СОУТ (п. 7 статьи 10 исключен).
  5. Сокращена ст. 12 (Исследования (испытания) и измерения идентифицированных вредных и (или) опасных факторов) – искл. п. 5.
  6. Отредактирован перечень факторов, измерения которых осуществляет лаборатория при проведении СОУТ (п. 3 ст. 13):
    • 12) энергетическая экспозиция нейтронного лазерного излучения;
    • 14) поверхностное радиоактивное загрязнение ……;
    • 20) концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работника (в соответствии с областью аккредитации лаборатории);
    • 23) напряженность трудового процесса , включая напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых заключается в диспетчеризации производственных процессов и управлении транспортными средствами, ………
    • 24) биологические факторы (в соответствии с областью аккредитации лаборатории);
  1. п. 6 ст. 14 дополнен: Снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну ступень допускается только по согласованию с Роспотребадзором.
  2. В отчет по результатам СОУТ дополнительно включается заключение эксперта;
  3. Уточнены требования к организациям, проводящим СОУТ (ст. 19):
  • 2) наличие в штате организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору ……
  • 3) из обязательного наличия в области аккредитации лаборатории исключены:
    • энергетическая экспозиция лазерного излучения;
    • мощность амбиентного эквивалента дозы рентгеновского, гамма- и нейтронного излучений;
    • радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников;
    • напряженность постоянного магнитного поля;
    • биологические факторы.
Для измерения этих факторов организация, проводящая СОУТ, вправе привлечь другую аккредитованную лабораторию.
  1. Требования к экспертам (ст. 20) перенесены в Трудовой кодекс РФ (ст. 351.3)
  2. Введена новая ст. 21 «Реестры организаций, проводящих СОУТ».
  3. Исключено требование об обязательном страховании ответственности организаций, проводящих СОУТ (ст. 22).
  4. Экспертиза качества СОУТ осуществляется в рамка государственной экспертизы условий труда по представлению Роструда бесплатно, по запросам работников, профсоюзов, работодателей, страховщиков – на платной основе за счет заявителя.
  5. Переходные положения: Если аттестат аккредитации лаборатории истекает в 2014 году, она до 31.12 2014 года вправе проводить СОУТ без учета требований о наличии экспертов. (Примечание: Необходимость новой аккредитации не отменена. Предполагается, что все организации своими приказами определят перечень экспертов, работающих до того момента, когда заработает реестр экспертов).
  6. На рабочих местах, где предполагается отдельный порядок проведения СОУТ, до утверждения такого особенного порядка СОУТ проводится в общем порядке.

Продолжить чтение