СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Методика проведения СОУТ утверждена и зарегистрирована в минюсте.

28 марта 2014 опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» регистрации приказа№33н об утверждении Методики проведения СОУТ.

Продолжить чтение

Специальная оценка условий труда – СОУТ принят

Федеральный закон Российской Федерации “О специальной оценке условий труда”, принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года и опубликован в Российской газете 30 декабря 2013 года за номером N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

Так же Государственной думой принят и одобрен Советом Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О специальной оценке условий труда”.

Продолжить чтение

Текст законопроекта о специальной оценке условий труда ко второму чтению в госдуме

Проект № 337978-6

во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с принятием Федерального

закона “О специальной оценке условий труда”

Продолжить чтение

МИНТРУД ОПРЕДЕЛИЛ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ

Перечень рабочих мест, на которых специальная оценка условий труда должна проводиться с учетом особенностей сформирован на основании трёх подходов. Об этом на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сообщил первый замминистра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин.

Указанные подходы чиновник описал следующим образом:

  • «Во-первых, это особенности процедуры проведения специальной оценки условий труда,  когда обычная процедура проведения спецоценки невозможна в силу каких-либо законодательных или нормативных ограничений», – отметил Сергей Вельмяйкин и привел в качестве примера труд летчиков.
  • Второй критерий – это наличие дополнительных факторов, которые необходимо будет учитывать при проведении специальной оценки условий труда с точки зрения потенциально вредных или опасных факторов. «Здесь, в качестве примера я хотел бы привести сотрудников атомной промышленности, у которых в силу специфики и закрытости отрасли могут возникать такого рода дополнительные факторы. По ним совместно с Росатомом также будут определены особенности», – рассказал Сергей Вельмяйкин.
  • К третьей категории, по словам первого замминистра, относятся работники, оценка условий труда у которых сопряжена с риском для жизни и здоровья как самих работников, так и членов аттестующих комиссий. В качестве примера он привел весь спектр работ, связанных с верхолазными, водолазными работами.
Как отметил в своем выступлении Сергей Вельмяйкин, при доработке перечня Минтруд России учел предложения социальных партнеров (профсоюза работников здравоохранения, профсоюза работников водного транспорта, российского профсоюза работников угольной промышленности, союза работодателей атомной промышленности).

Продолжить чтение

Изменения ко второму чтению в государственной думе

Завершается работа над законопроектами по специальной оценке условий труда. Вчера состоялось последнее заседание рабочей группы профильного Комитета Государственной  Думы с участием представителей Партнерства, на котором  рассмотрены тексты законопроектов, выносимых на второе чтение. Законопроекты должны быть окончательно приняты Государственной Думой до 19 декабря 2013 года. По многочисленным просьбам членов Партнерства публикуем анализ основных изменений законопроекта «О специальной оценке условий труда», по сравнению с текстом, принятом Государственной Думой в первом чтении:
  1. В состав комиссии по проведению СОУТ не включаются эксперты и представители организации, проводящей СОУТ.
  2. Идентификация вредных и (или) опасных факторов осуществляется экспертом. Результаты идентификации утверждается комиссией.
  3. Идентификация не проводится дополнительно к имеющимся основаниям и на рабочих местах, на которых по результатам АРМ были установлены вредные условия труда.
  4. Исключена возможность проведения идентификации профсоюзного инспектора по охране труда и возможность установить коллективным договором особый порядок проведения СОУТ (п. 7 статьи 10 исключен).
  5. Сокращена ст. 12 (Исследования (испытания) и измерения идентифицированных вредных и (или) опасных факторов) – искл. п. 5.
  6. Отредактирован перечень факторов, измерения которых осуществляет лаборатория при проведении СОУТ (п. 3 ст. 13):
    • 12) энергетическая экспозиция нейтронного лазерного излучения;
    • 14) поверхностное радиоактивное загрязнение ……;
    • 20) концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работника (в соответствии с областью аккредитации лаборатории);
    • 23) напряженность трудового процесса , включая напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых заключается в диспетчеризации производственных процессов и управлении транспортными средствами, ………
    • 24) биологические факторы (в соответствии с областью аккредитации лаборатории);
  1. п. 6 ст. 14 дополнен: Снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну ступень допускается только по согласованию с Роспотребадзором.
  2. В отчет по результатам СОУТ дополнительно включается заключение эксперта;
  3. Уточнены требования к организациям, проводящим СОУТ (ст. 19):
  • 2) наличие в штате организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору ……
  • 3) из обязательного наличия в области аккредитации лаборатории исключены:
    • энергетическая экспозиция лазерного излучения;
    • мощность амбиентного эквивалента дозы рентгеновского, гамма- и нейтронного излучений;
    • радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников;
    • напряженность постоянного магнитного поля;
    • биологические факторы.
Для измерения этих факторов организация, проводящая СОУТ, вправе привлечь другую аккредитованную лабораторию.
  1. Требования к экспертам (ст. 20) перенесены в Трудовой кодекс РФ (ст. 351.3)
  2. Введена новая ст. 21 «Реестры организаций, проводящих СОУТ».
  3. Исключено требование об обязательном страховании ответственности организаций, проводящих СОУТ (ст. 22).
  4. Экспертиза качества СОУТ осуществляется в рамка государственной экспертизы условий труда по представлению Роструда бесплатно, по запросам работников, профсоюзов, работодателей, страховщиков – на платной основе за счет заявителя.
  5. Переходные положения: Если аттестат аккредитации лаборатории истекает в 2014 году, она до 31.12 2014 года вправе проводить СОУТ без учета требований о наличии экспертов. (Примечание: Необходимость новой аккредитации не отменена. Предполагается, что все организации своими приказами определят перечень экспертов, работающих до того момента, когда заработает реестр экспертов).
  6. На рабочих местах, где предполагается отдельный порядок проведения СОУТ, до утверждения такого особенного порядка СОУТ проводится в общем порядке.

Продолжить чтение

Минтруд определил, где спецоценка условий труда должна проводиться с особенностями

Об этом сообщил на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений первый замминистра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин, пишет пресс-служба ведомства.

Перечень рабочих мест сформирован на основании трех подходов.

“Во-первых, это особенности процедуры проведения специальной оценки условий труда,  когда обычная процедура проведения спецоценки невозможна в силу каких-либо законодательных или нормативных ограничений”, – отметил он, приведя в пример труд летчиков.

Второй критерий – наличие дополнительных факторов, которые необходимо учитывать при проведении спецоценки условий труда с точки зрения потенциально вредных или опасных факторов. Здесь в качестве примера он привел сотрудников атомной промышленности, добавив, что “по ним совместно с Росатомом также будут определены особенности”.

К третьей категории относятся работники, оценка условий труда у которых сопряжена с риском для жизни и здоровья как самих работников, так и членов аттестующих комиссий: напрмер, весь спектр работ, связанных с верхолазными, водолазными работами.

Вельмяйкин отметил, что при доработке перечня Минтруд учел предложения профсоюза работников здравоохранения, работников водного транспорта, российского профсоюза работников угольной промышленности, союза работодателей атомной промышленности.

Продолжить чтение

Минтруд рассмотрел порядок аттестации физлиц, выполняющих спецоценку условий труда

Проект постановления, утверждающий Порядок аттестации физических лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Проект разработан совместно с объединениями работодателей и профсоюзов, сообщает пресс-служба ведомства. В документе определены:

  • требования к физическим лицам, которые могут быть допущены к аттестации;
  • направления, по которым проходит аттестация;
  • требования к документам, подаваемым заявителем для прохождения аттестации;
  • порядок формирования и работы аттестационной комиссии, ее полномочия при проведении аттестационного испытания;
  • общие требования к проведению аттестационного испытания, опубликования его результатов и доведения их до заявителя.

По словам первого замминистра труда и социальной защиты РФ Сергея Вельмяйкина, постановление предусматривает “порядок аттестации физических  лиц, которые после аттестации приобретают статус экспертов, уполномоченных на проведение процедуры специальной оценки условий труда”. Минтруд определен в качестве оператора, который будет проводить аттестационные испытания и вести реестр экспертов.

Продолжить чтение

Первый замминистра Сергей Вельмяйкин представил в Госдуме законопроект о специальной оценке условий труда

Сегодня Госдума заслушала в первом чтении проект федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда».

По словам Первого замминистра труда и социальной защиты РФ Сергея Вельмяйкина, «в настоящее время свыше 21 млн человек работает во вредных условиях труда, что составляет свыше 31 % от общей численности экономически активного населения России».  «Работа во вредных условиях является причиной большого числа профессиональных заболеваний, численность заболевших которыми ежегодно увеличивается на 5-7 тыс. человек. Суммарные экономические потери государства и работодателей от указанных причин составляют до 1,9 трлн рублей ежегодно», – добавил он. В целях преодоления указанных негативных тенденций в сфере охраны труда и во исполнение поручения Президента Российской Федерации, Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Правительством Российской Федерации Минтрудом России разработан проект федерального закона «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда предусматривает:
  • идентификацию (выявление) вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса;
  • проведение измерений уровней указанных факторов;
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (4 класса – оптимальные, допустимые, вредные, опасные).
«Специальную оценку условий труда будет проводить независимая организация, обладающая необходимым измерительным оборудованием и аттестованными экспертами», – отметил замглавы Минтруда России. Результаты специальной оценки условий труда могут использоваться в целях:
  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда.
С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части исключения дополнительных финансовых расходов работодателей, законопроектом устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 года, в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления в силу законопроекта права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда. «Новеллами законодательства станут нормы законопроекта, содержащие положения о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в первую очередь, для работодателей – малых предприятий и предприятий непроизводственного сектора экономики, – подчеркнул Сергей Вельмяйкин. – При декларировании работодатель будет освобожден от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению вредных, опасных факторов». «Одновременно положениями законопроекта планируется повысить уровень защиты трудовых прав работников посредством усиления роли профсоюзов в сфере охраны труда, – сообщил он. – Так, положения законопроекта предусматривают полноценное участие профсоюзов в проведении оценки условий труда, а также дают им право требовать проведения внеплановой специальной оценки». «Надзор за соблюдением требований закона предлагается возложить на Роструд», – отметил Сергей Вельмяйкин.   Отвечая на вопросы депутатов, первый замминистра подчеркнул, что «самый большой плюс для работника заключается в том, что мы экономически – рублем – стимулируем работодателя улучшать условия труда. Вводя систему экономической мотивации при проведении специальной оценки, мы заставляем работодателя тотально провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах (напомню, что из 50 млн рабочих мест у нас аттестовано только 6) и применять современные эффективные средства индивидуальной защиты, поощряя его за это применение экономически – путем установления тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации». Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из бюджетов всех уровней и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также предусмотренных им бюджетных ассигнований. Проект федерального закона прошел широкое общественное обсуждение, был рассмотрен и поддержан на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.  

Продолжить чтение